Расстрельный полигон НКВД

Одним из известных на сегодня мест расстрелов и захоронений жителей Уссурийска и проходивших по этапу через пересыльные пункты и концлагеря системы ГУЛАГ служила территория Дубовой Рощи (район детской больницы и пивоваренного завода), ранее принадлежавшая НКВД. Точное число осуждённых, репрессированных и захороненных до сих пор неизвестно (в базе данных «Открытый список» имеется неполный перечень из 2746 имён, расстрелянных за период 1937-1938 годов в Уссурийске). Очень важно знать, что террор и репрессии начались сразу, после захвата власти красными в Приморье в 1923 году, и не ограничивались только 1937 и 1938 годом. Масштабы геноцида не уменьшались и во время ВОВ, более того, они даже увеличились. Масштабные репрессии и расстрелы продолжались до середины 50-х годов. После смерти генсека И. Джугашвили («Сталин», «Коба» и т.д.) ГУЛАГ начинают медленно сворачивать, но концлагеря существовали ещё более 10 лет. Такие политические тюрьмы, лагеря и объекты ГУЛАГа были разбросаны и по территории Приморского края. В том числе – во Владивостоке, Находке и Уссурийске. К сожалению – не все они широко известны, не везде сохраняется память об этой общей Трагедии, о нашей общей истории. И если в Хабаровском крае или Амурской области уже изданы несколько томов «Книги Памяти», поставлены памятники, проводятся выставки и мероприятия в память жертв политических репрессий, то Приморский край, к сожалению, и стыду, сильно отстаёт в этих вопросах.

На территории Уссурийска и возле города существует несколько мест массовых расстрелов и братских захоронений жертв коммунистического террора, но до сих пор нет ни одной памятной доски, нет ни одного памятника, не существует музея, или даже постоянной музейной экспозиции или выставки, которые  увековечивали бы память невинно осуждённых. Нет памятных досок на зданиях, где проводились расстрелы, нет памятного знака на расстрельной территории у Солдатского озера. Единственным исключением является памятный знак на месте бывшего расстрельного полигона НКВД, где предполагалось поставить памятник. Увы – он так и не был поставлен, а сам знак уже пострадал от неизвестных вандалов.

Место это было найдено и определено по рассказам местных жителей, слышавших стрельбу на закрытой территории НКВД, по воспоминаниям родственников репрессированных. После ликвидации ГУЛАГа НКВД, для сокрытия следов, организовал здесь пионерский лагерь, потом рядом была построена детская больница. В начале 1990-х годов здесь началось строительство коттеджей, и экскаваторы стали выкапывать человеческие кости в большом количестве, черепа со следами пулевых отверстий. Работы были остановлены, застройка прекращена.

В 1993 администрацией города по инициативе реабилитированных жертв политических репрессий, их детей и внуков на месте захоронений установлен памятный знак – камень-валун с надписью: «Жертвам сталинских репрессий от жителей города Уссурийска» (занесён под номером 70 в список «Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР» в базе данных Сахаровского центра, программа «Память о бесправии»).

В 2007 недалеко от памятника – в роще, выше на сопке, по инициативе и на средства общественной организации «Уссурийский казачий округ», у одной из ям установлен деревянный Поклонный Крест.

Территория полигона находится в запустении, неинформированные (или равнодушные?) горожане избрали это место местом отдыха. В результате чего здесь скапливаются горы мусора. Но куда более страшным результатом этого «пира на костях» является тот духовный мусор, который образуется в результате этого в душах равнодушных к своей истории и своим предкам горожан.  Этому способствуют полное отсутствие всякого информирования в местных СМИ и в школах города и округи. Единственным достойным исключением являются некоторые ВУЗы, такие, как ДВФУ и Уссурийский агропромышленный техникум.

У этого Поклонного Креста иногда служатся поминальные литии. Так, в частности, 29 октября 2015 года настоятель Прихода храма Преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска протоиерей Григорий Цуркан отслужил поминальную литию по невинноубиенным, а студенты и сотрудники ДВФУ возложили цветы к памятному камню и Кресту.

Во время Царских Дней в Уссурийске 2 июня 2016 года полигон посетила всемирно известная Святыня — Чудотворная мироточивая икона Царя-мученика Николая II, доставленная в Приморье председателем Войсковой Православной миссии – Игорем Евгеньевичем Смыковым и Денисом Алексеевичем Родионовым. Священниками Свято-Покровского храма города Уссурийска – протоиреем Евгением Копысовым, иереем Владимиром Яковченко и иереем Павлом Моисеевым была отслужена поминальная лития у Поклонного Креста, присутствующие возложили цветы.

Это совершенно чудесный исключительный случай. Большинство же горожан либо неинформированно, либо равнодушно.

А ведь это не только очень продолжительная часть нашей Приморской и городской истории. Это связывает нас с историей и судьбами всей страны и даже всего мира.

Через пересыльные пункты и концлагеря системы ГУЛАГ на территории Дальнего Востока и Приморского края прошли миллионы людей не только со всей страны, но и русские эмигранты, жители других стран.

С 1931 года в связи с продажей СССР КВЖД Японии, многие жители Русского Китая решили приехать в СССР. Практически все выехавшие оттуда были очень быстро осуждены как контрреволюционеры, белогвардейцы и монархисты, ведущие «религиозную пропаганду», участники РОВС и других организаций, по фальшивым обвинениям в «шпионаже в пользу Японии» и т.д. При этом – все они ехали в СССР по приглашению советского правительства, обещавшего им добрый приём. Большинство из них родилось в Российской Империи или в Китае, и не только не являлось гражданами СССР, но и не было в нём никогда. Следующие многотысячные волны осуждённых русских эмигрантов пополнили сталинские концлагеря в августе-сентябре 1945 года. Прокатилась волна насильственной репатриации, необоснованных арестов, поскольку за армией «вторым эшелоном» шли силы НКВД.

Безусловно, постоянным видом геноцида были репрессии по религиозному признаку. Они касались представителей всех религий и конфессий, но в большей мере – Православных. Отдельную и важную для Приморья часть репрессированных по религиозному признаку составляли православные и старообрядцы из многих районов Приморья – Анучинского, Ольгинского, Ивановского, Яковлевского, Тернейского, Иманского, Бикинского.

Заключённые трудились над сооружением вторых путей, реконструкцией и строительными работами на Транссибирской магистрали. Такие работы шли и на участке Хабаровск-Ворошилов.

Арестованные в более мелких населённых пунктах Приморского края, деревнях, сёлах, как правило, свозились в политические тюрьмы Владивостока и Уссурийска, где допрашивались и отправлялись в лагеря или расстреливались. Так, в селе Ширяевка Ивановского района был арестован священник Василий Карпович Радченко. В 1938 году его расстреляли в Уссурийске (Ворошилов). Обвинение ему было сформулировано так: «служитель религиозного культа, вел контрреволюционную религиозную пропаганду».

В 1937 году в Уссурийске по делу «церковно-монархической организации» было арестовано 11 человек, 9 из них расстреляно, двоих приговорили к 10 годам лагерей.  Среди них были: епископ Геннадий Сорокин (монашеское имя неизвестно), священник Уссурийской церкви Михаил Кессельман, монахиня Ульяна Акиншина (монашеское имя неизвестно), член церковного совета Уссурийской церкви диакон Мирон Яковлевич Ткалич, староста Уссурийской церкви Иннокентий Иванов. Все они были расстреляны. Член церковного совета Уссурийской церкви Семен Липовка и заведующая аптекой Людмила Воронцова были приговорены к 10 годам концлагерей.

Трагично сложилась и судьба знаменитого священника Павла Саввича Мичурина. После закрытия советской властью самого большого в Приморье Градо-Николаевского уссурийского собора в 1923 году, его, как монархиста арестовали на 4 месяца. В дальнейшем священник Павел (Мичурин) тоже подвергался репрессиям, в 1929 и 1934 гг. он был лишен избирательных прав как «бывший служитель культа». Отец Павел (Мичурин) был арестован в августе 1931 года (ему было 75 лет). Его продержали в заключении до февраля 1932 года. К сожалению, пока неизвестна дальнейшая его судьба. Не пополнил ли и он скорбный список упокоенных на расстрельном полигоне в Дубовой Роще?

Многим известна трагическая судьба Петра Николаевича Рябинина — основателя Никольск-Уссурийской учительской семинарии, историческим продолжением которой являлся и Уссурийский государственный педагогический институт и является Школа педагогики ДВФУ, — подвижника народного образования и просвещения, отца-основателя педагогического образования на Дальнем Востоке России. Заслуги его в деле становления народного образования огромны. В 1914 году он был награждён орденом Святого Владимира и медалью в Память 300-летия Дома Романовых. В 75-летнем возрасте он был расстрелян в Уссурийске во времена сталинских репрессий. Рассказывают ли о нём в школах Приморского и Хабаровского краёв?

 

«Особник» Владлага.

Мы помнить должны

О не сломленных людях

Мы их должники

И всегда ими будем.

 О тех, кто безвинно

Загублен в ГУЛАГе

Жаль, в память о них

Не спускаются флаги!

 

Капитан Научно-исследовательского судна «Витязь»

Геннадий Алексеевич Воронин. Владивосток.

 

Действительно, самым нецивилизованным образом в нашем городе «принято» «не помнить» и «не знать» о трагических, но важных страницах нашей общей истории.

Тем не менее – в России существует общенациональный День памяти жертв политических репрессий – отмечается ежегодно 30 октября. Дата была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии: политзаключенные объявили протест против террора и бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях. Официально этот день был установлен постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».

Возможно, эта формулировка названия памятного дня в чём-то небезупречна, но любой мало-мальски культурный и цивилизованный человек понимает, что этот день призывает всех нас и всех в мире не допустить пополнение сатанинского списка «Чёрной книги коммунизма». Так получилось, что в этот мартиролог через «местные уссурийские списки» попали удивительные, достойнейшие люди – епископы, священники, монахи, основатели высших учебных заведений и школ, учёные, казаки, крестьяне, офицеры, рабочие, деятели искусства и культуры. Те, кто строил наш город и делал всё для благополучия России. И сегодня их память предана забвению. Ради того, чтобы у нашего города и края, у страны было будущее, нужно восстановить справедливость. Территории и места расстрелов и братские могилы жертв репрессий должны получить соответствующий официальный статус, должны быть поставлены часовни, памятники, открыты мемориальные доски. А в школах должны рассказывать о тех людях, кто пронёс веру в Бога, любовь к Отечеству и сохранил человеческий образ и Образ Божий в эти страшные десятилетия Трагического для России ХХ века.

Дата для этого Дня памяти выбрана хотя и в связи с конкретными настоящими историческими событиями, но в масштабах всей истории геноцида она имеет скорее символическое значение, поскольку очень многие даты могли быть выбраны для этого. Репрессии начались практически сразу после незаконного захвата власти большевиками, получили почти сразу «официальное одобрение» с объявлением Красного Террора (напомню, что ни до, ни после никакие другие силы в Гражданской Войне террор в качестве «обязательного и «законного» средства внутренней политики» не применяли и не объявляли – это «ноу-хау» большевиков). В ходе репрессий ставилась задача уничтожения целых «классов», обозначенных, как «враждебные» революционной диктатуре — целых частей общества, уничтожалась элита всех сословий, целые города с почти всем населением, стирались с лица земли деревни вместе с жителями от мала до велика во многих районах страны. Любая из этих дат могла быть выбрана в качестве основной. В этом году всё больше участников, всё больше молодёжи на молебнах, акциях памяти, митингах, выставках и т.д. посвящённых этим трагическим и важным событиям нашего общего прошлого по всей стране. Тем не менее – проблема осмысления прошлого и извлечения из него необходимых для успешного будущего уроков существует, и она очень острая.

Существуют и тиражируются мнения, которые в очередной раз пытаются «оправдать» навязываемую народу историческую амнезию очень лукавым «объяснением», где одно совершенно никак не связанно с другим — «у русских скорее менталитет победителей, и строить свою идентичность вокруг собственных жертв, нам пока не было свойственно». Такая, очень «удобная» для некоторых «трактовка» подменяет понятия и на самом деле является ничем иным, как проявлением обычной трусости и лукавства, граничащих с самоубийственным социальным хамством. Менталитет победителей никак не пострадает от исторической памяти о жертвах, понесённых нашим народом в организованном большевиками геноциде, победитель не убегает от исторической памяти и не боится до сих пор очень неудобной кое-кому исторической правды. Менталитет, или ментальность не могут не содержать такой важнейшей части, как историческая память, в таком случае это уже не менталитет, это его заболевание. «Строить идентичность» на основании массовой амнезии, исторического беспамятства и безграмотности просто самоубийственно. И пропагандисты таких «методов» просто призывают к «массовому историческому самоубийству» всю страну. Историю нужно принимать такой, какая она есть, — и с её светлыми, и с её тёмными страницами, не вырывая и ни вычёркивая ни одной. Как бы кому-то не хотелось «заретушировать» её события, «уменьшить» число пострадавших от всех репрессий, голодоморов, коллективизаций, раскулачиваний, расказачиваний и т.д., или даже вовсе объявить всё это «необходимыми», «естественными «издержками» и «перекосами»», а самих пострадавших вновь объявить «врагами народа», «преступниками» с которыми «правильно обошлись». Очередное очернение в любой форме памяти тех, кто тогда – в нечеловеческих условиях сопротивлялся политике партийного людоедства в масштабах всей страны, призывы «не ворошить прошлое», попытки свести всенародную Трагедию к «рядовому проходному эпизоду» — это преступление не только против прошлого, это жесточайшее преступление против будущего. Без преодоления трагедии прошлого нам не быть победителями в будущем, а преодоление невозможно без осмысления и точного знания, без исторической памяти. Это нужно даже и для того, чтобы те, кто сегодня старается забыть, замолчать и оправдать преступления геноцида, завтра, к своему же собственному удивлению, сами не стали жертвами очередных репрессий, поскольку «невыученные уроки» история не прощает и может заставить пройти их снова. Как говорил известный отечественный историк-классик Василий Осипович Ключевский: «История учит даже тех, кто у нее не учится; она проучивает за невежество и пренебрежение…». Поэтому – отношение к таким дням, как День памяти жертв политических репрессий – это серьёзный тест на отсутствие невежества и пренебрежения для всей страны и лично для каждого, и пусть каждый подумает – сможет он его пройти успешно, или ещё есть чему поучиться.

Попов Я.Н.

кандидат политических наук,

доцент ДВФУ

 

 


Дорогие посетители нашего сайта! Вспомните сами, или спросите у Ваших близких и знакомых старшего поколения о том, что известно им о данном полигоне. Информацию приходиться собирать буквально по крупицам. Будем благодарны даже самым маленьким заметкам! Если даже Вам самим кажется что-то несущественной мелочью, все равно просим поделиться тем малым, что есть у Вас!

Свои комментарии Вы можете оставить в разделе «комментарии» под статьей (необходимо указать контактные данные), либо прислать на e-mail:xrampokrova.2012@mail.ru второй способ предпочтительнее.

Свою контактную информацию просьба высылать на указанный электронный адрес. С уважением, администратор сайта.

Просмотрено (1838) раз

2 комментария:

  1. Алла Дробот(Другова)

    это очень важная история.но почему-то ни разу не озвучивалась на Уссурийских краеведческих чтениях.Хотя о причине можно догадываться.На следующий 2017 год в сентябре надо предложить Центральной городской библиотеке включить в программу краеведческих чтений этот материал.

  2. Марина

    Алла, здравствуйте! Вы на данный момент занимаетесь журналистской деятельностью? Как можно с Вами связаться? Моя эл.почта m-arina@inbox.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *