Воздушные Мытарства. Мытарство Шестнадцатое: «Бегайте Блуда» Цикл «Путь всей земли». Беседа 18-я


«Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным, где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее», – поведала блаженная Феодора.

Итак, на этом мытарстве мы рассмотрим такие грехи, как «всякое любодеяние… всякие нечистые страстные помыслы… согласие на грех… скверные осязания и страстные прикосновения». Далее, на 17-м мытарстве, рассмотрим грех супружеской измены (прелюбодеяние); и далее, на 18-м мытарстве, – содомский грех.

В Священном Писании сказано: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его.

Что значит: «бегайте блуда»?

Что значит: «бегайте блуда»?

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Лишь безудержным бегством можем мы спасти себя от жестокости столь коварного господина (т. е. соблазняющего нас дьявола – О.С.) и избежать столь низкого рабства (т. е. рабства греха –О.С.)»[1].

И в Библии рассказывается о том, как семнадцатилетний Прекрасный Иосиф (в отличие от современной нам молодежи) бегал не за блудом, а от блуда. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон ( Быт. 39, 7 – 12). – Великий урок для христианской молодежи!

Оскверняя себя блудным деянием, христианин бросает тень на все Тело Христово

Сказано: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6, 15). То есть, оскверняя себя блудным деянием, христианин бросает тень на все Тело Христово, частью которого он является. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27).

И как, и чем искупить подобное преступление?

«Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный, и богатый, и милостивый к бедным. Но был у него один порок: он всю свою жизнь провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался. После его смерти у Патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что “избавление мужу есть богатство”, а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: в чем застану, в том и сужу. После этого Патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл его загробную участь. И в это время Господь открыл одному затворнику, где пребывает та душа. Затворник этот призвал Патриарха и при всем народе сказал ему: “В эту ночь, во время молитвы, я увидел некое место, с правой стороны которого был Рай, исполненный неизреченных благ, а с левой – огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между Раем и страшным пламенем стоял привязанный умерший муж и, взирая к Раю, громко стонал и горько рыдал. И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: ‟Что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милости ты от муки избавлен, а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты блаженного Рая”. Слыша это, Патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: “Правду говорит апостол: Бегайте блуда (1 Кор. 6, 18)». И что теперь скажут говорившие: “Если мы и блуд творим, но зато милостыней своей будем избавлены от наказания”? Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит серебро, подаваемое нечистой рукой и с душой нераскаянной»[2].

У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10).

Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего.

Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?»[3]

В духовной жиз­ни «мелочей» нет

Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, свя­ти­тель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь на­ибо­лее распространенные из них.

Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юно­ше­ства! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4).

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом (т. е. в соответствии с его предназначением: для отправления нужды и чадородия – О.С.), чтобы ожидать должных плодов только от такого (т. е. законного акта – О.С.), который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт. 3, 18), но да скажет и он: Земля дала плод свой ( Пс. 84, 13). И пусть некогда земля (т. е. плоть – О.С.), тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей (т. е. брачной жизни – О.С.)»[4].

Причем Блаженный Августин причиной непроизвольного ночного осквернения (что не может рассматриваться как рукоблудие) видит те пустые нецеломудренные разговоры, которые человек вел днем. «Фантазия (т. е. спящего – О.С.), действующая и в мышлении говорящего (т. е. днем – О.С.), выступает в сновидении настолько, что исчезает различие между нею и действительным телесным смешением (т. е. актом – О.С.), в таком случае немедленно возбуждается и плоть и следует то, что обыкновенно за этим следует (т. е. ночное осквернение – О.С.)»[5].

Та система «сексуального воспи­тания», которая сейчас от­крыто пропагандируется в разных школах России, прямо под­би­вает подростков на совершение всяких непотребств, экспериментов с собственным телом, подталкивая их к преждевременной сексуальной активности, разрешенной только в законных брачных отношениях. Любезною ланью и прекрасною серною: груди ее (т. е. законной жены – О.С.) да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? ( Прит. 5, 19 – 20).

Прикосновения, петтинг (англ. Petting) – разновидность рукоблудия, когда молодой человек позволяет себе нецеломудренное поведение с девицей, оставаясь с ней один на один. Данное нецеломудренное поведение, по ошибочному мнению некоторых, якобы допускается в добрачный период. – Святитель Киприан Карфагенский со всею решительностью осуждает подобное поведение вне брака: «Их вкрадчивые речи, их ласки, их объятья, погружающие общающихся с ними в тот сон, в котором не ведают ни чести, ни стыда, свидетельствуют об их позоре и злодеянии»[6]. То есть первый опыт общения с противоположным полом, если он не будет опираться на порядок, установленный заповедями Творца, может оказаться началом падения. В Писании говорится, что мы должны обращаться с представительницами женского пола благоразумно… как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было нам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, ). Оказывается, неправильное и грубое обращение с девицей или женщиной может обернуться для верующего человека препятствием в самой его молитвенной жизни. Ведь действительно тяжело молиться, когда всяческие блудные помыслы, вызванные нецеломудренным поведением, всплывают в нашем сознании.

Порнография (является разновидностью пассивного блуда) – просмотр порнографических фото, фильмов и картинок, столь доступных на просторах интернета, чтение «эротических» стихов и прозы. В Библии содержится прямой запрет и на просмотр порнографических изображений. И Я видел, что она осквернила себя… Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев ( Иез. 23, 13 – 14); …и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними( Иез. 16, 17).

И все же борьба с подобного рода грехами возможна. Сказано: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9 – 11). – Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет: «Павел говорит, что они изменились к лучшему: не то чтобы вообще избавились от греха (что в этой жизни невозможно), но перестали подчиняться желанию греха (что в добропорядочной жизни возможно)»[7].

Всякая победа возможна со Христом и во Христе!

Всякая победа возможна со Христом и во Христе! И без Него мы не способны омыться, освятиться и оправдаться. Сказано: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5, 6 – 8). Уповая верою на Его искупительный подвиг, мы можем преодолеть соблазны любого греха!

Особенной силой в деле нашего спасения может оказаться и добрая исповедь. Сказано: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак. 5, 16).

«Однажды диавол воздвиг в многотрудном теле новопреподобномученика святого Игнатия такую плотскую брань, что он, сжигаемый этим адским пламенем плотской похоти, пал на землю и долго лежал как полумертвый. Потом, получив себе малую ослабу, пришел к своему попечителю, старцу Акакию, и, объяснив ему свою беду, просил у него утешения. Добрый старец, как и подобало, утешил и утвердил его божественными словами и примерами из жизни святых мужей. После этого блаженный подвижник пришел в храм, взял в свои руки икону Богоматери и, лобызая ее, со слезами просил Приснодеву помочь ему в его беде, избавить от этой несносной брани и диавольского навета. Не оставила Богоневестная рабу Своему искушаться сильнее, чем сколько он мог: благодатью Богоматери окружило его некое неизреченное и неописанное благоухание, и с того времени оставила его эта смертоносная брань»[8].

Божия Матерь Пресвятая Дева Мария предстоит за каждого, прибегающего к Ее заступлению. И если некогда апостолы спрашивали Господа: кто больше в Царстве Небесном? ( Мф. 18, 1), за своих сыновей просила мать сыновей Зеведеевых:

кто по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем? ( Мф. 20, 20 – 21), то теперь Церковь с иконографической уверенностью показывает и отвечает, что слева от Христа в Царствии Небесном Иоанн Креститель, а справа – Дева Мария. Отвечая на древнее недоумение апостолов, Сын Божий говорил: но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф. 20, 23). И уготованное Отцом Небесным свершилось: Дева Мария ходатайствует за нас перед Сыном Своим, а Сын – перед Отцом Небесным (ср. 1 Тим. 2, 5).

И когда мы, православные, оказываемся в состоянии греха и ждем, что справедливый гнев Божий обрушится на нас, но вместо гнева – милость, вместо проклятия – благословение, вместо страха – тихая радость, это означает, что опять Матерь нашего Спасения умолила Сына Своего, и Он сменил гнев на милость.

Преподобный Исаия Отшельник учил о причине усиления блудной страсти: «Четыре вещи побуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки и украшение в одеждах»[9].

Преподобный Иоанн Кассиан уже показывает то, что производит сама блудная страсть: «Отблудной страсти рождается сквернословие, шутовство, забавы, суесловие»[10]. А святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что блудная страсть прежде возникает в сердце человека: «Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницей; ты пожеланием уже все сделал»[11]. – И это соответствует словам Христа Спасителя: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 27 – 28). – Древнехристианский экзегет Хроматий Аквилейский писал: «Поскольку прелюбодеяние – тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков в своем письме: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1, 15). Поэтому и через Давида Святой Дух говорит об этом так: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! ( Пс. 136, 9) Он называет блаженным и поистине евангельским мужем того, кто сразу же, прежде произрастания, при самом рождении убивает (т. е. в самом себе – О.С.) стремления и плотские желания, рождающиеся от человеческой слабости, верой в Христа, названного камнем»[12].

Таким образом, мы устанавливаем, что и начатки праведности, и начатки любого греха возникают во внутреннем мире человеческой души (в сердце), о чем и сказано: Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19); и еще: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21). А что господствует и побеждает внутри нашего сердца: вертеп греха или Царство Божие, – зависит от Господа и нашего свободного волеизъявления, посему и сказано:Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9 – 10).

И мы переходим с блаженной Феодорой к следующему мытарству…

[1] См.: Амвросий Медиоланский. О Каине и Авеле.

[2] Отечник проповедника, 199. Прот. В. Гурьев. Пролог. – С. 897

[3] См.: Ориген. Фрагменты.

[4] См.: Амвросий Медиоланский. Послания.

[5] Фома Аквинский. Сумма теологии. II-II. 154. 5.

[6] Там же. 154. 4.

[7] См.: Августин Иппонский. Против Юлиана.

[8] Отечник проповедника, 52. Афонский патерик. Ч. 2. – С. 247.

[9] Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись, – 2009., С. 70.

[10] Там же. С. 71.

[11] Там же.

[12] См.: Хроматий Аквилейский. Трактат на Евангелие от Матфея.

Просмотрено (139) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *